Logo

Вход на сайт

ГК «Нектон Сиа»
+7 499 638 28 80

Статьи

Использование пожаробезопасных масел в турбинных установках

11.02.2019

Генерация электрической энергии в России преимущественно представлена тепловыми и атомными электростанциями, где используется мощное оборудование. Работает оно с использованием очень горячего пара. Такая электрогенерация имеет неоспоримые преимущества, поскольку является экономически выгодной. Однако работа мощных электростанций сопряжена и с рядом рисков, причина которых кроется в самом технологическом процессе. Одна из опасностей, которые присутствуют при работе генерирующего оборудования, — это достаточно высокая вероятность возникновения пожара вследствие воспламенения масла.

hydoil.jpg

Отмечено, что возникновение пожаров учащается при повышении температуры турбинного пара. К чрезвычайным ситуациям приводит то, что температура воспламенения масла существенно ниже рабочей температуры пара. Также число аварий растет и в связи с повышением мощности электростанций. Это можно объяснить повышением давления масла в системе смазки.

Авария на электростанции часто становится причиной значительных разрушений и последующих убытков. С одной стороны, экономика недополучает электроэнергию, с другой, требуется восстановление дорогостоящего оборудования. Чтобы избежать таких последствий, потребовалась замена огнеопасных минеральных масел на безопасные синтетические. Первоначально исследования в этом направлении велись с использованием различных химических веществ:

  • гликолей и полигликолей, а также их эфиров (І класс);
  • хлорированных ароматических углеводородов (ІІ класс);
  • эфиров фосфорной кислоты (ІІІ класс);
  • силиконовых жидкостей (IV класс).

В США сконцентрировались на создании эффективных жидкостей на основе ІІ и ІІІ классов, в СССР работа велась с ІІІ и IV классами. Работа ученых показала, что пожаробезопасную жидкость для систем смазки и регулирования паровых турбин создать можно. И основой для нее могут быть именно фосфорные эфиры. Эксплуатационные характеристики такого масла наиболее отвечают техническим требованиям.

Однако достигнув пожарной безопасности, разработчики столкнулись с иными затруднениями. Полученные синтетические масла отличались от минеральных большей плотностью и токсичностью, агрессивно воздействовали на некоторые материалы оборудования, плохо отдавали поглощенный воздух.

Практика показывает, что чаще всего пожары возникают из-за использования минеральных масел в подшипниках агрегатов и гидравлике системы регулирования. Что касается утечки масла, то согласно исследованиям ее объемы в 10 раз выше для системы смазки, чем для системы регулирования.

hydoil2.jpg

Причиной пожаров на электростанциях может быть не только воспламенения масла, но и возгорание проводки и электродвигателей. И хоть такие аварии не носят масштабный характер, ущерб от них также может быть очень велик.

Нефтяное масло воспламеняется уже при температуре +370°С, в то время как пар в турбинах разогревается до +540°С. Попадая на очень горячие детали, масло сразу же воспламеняется и горит за счет содержащегося в воздухе кислорода. Чаще всего это может произойти из-за нарушения целостности трубопроводов, в том числе и вследствие высокого давления в системе. Под очень высоким напором масла возможен разрыв трубопровода. Тогда жидкость с силой вырывается и может попасть даже на те объекты, которые расположены далеко от места разрыва.

Дополнительную опасность представляет то, что пламя способно перемещаться вдоль масляной струи прямо к месту разрыва. Это связано с тем, что над нею образуется туман из мелких частичек масла, имеющего уже достаточно высокую температуру.

Паротурбинные установки оснащаются оборудованием, которое требует значительного давления масла. Это необходимо для создания необходимого усилия в агрегате. Работа оборудования достигается за счет функционирования целой системы, состоящей из насосов и трубопроводов. Шланги достигают большой длины, а вся система устроена достаточно сложно. Это повышает риск возникновения аварийных ситуаций.

hydoil3.jpg

Но пожары в таких генерирующих установках случаются не только из-за выхода из строя системы регулирования. К возникновению аварий приводит и утечка масла из системы смазки. Смазочный материал может выходить из подшипников через уплотнения, а также из других элементов системы в местах соединений. Существенно повышается вероятность возникновения пожаров и в связи с большими объемами масла, используемого в смазочной системе. Все эти риски указывают на острую необходимость обеспечения пожарной безопасности на подобных объектах.

Современное турбинное оборудование более безопасно в эксплуатации. Этого удалось достичь благодаря усовершенствованию некоторых элементов конструкции. Работа по повышению пожарной и прочей безопасности паровых турбин ведется в следующих направлениях:

  • уменьшение количества масла, используемого в системах смазки и регулирования, а также ускорение удаления из него воздуха;
  • поддержание характеристик рабочей жидкости в достаточном для эксплуатации состоянии, работа над регенерацией масел, которая позволяет значительно продлить срок службы смазочного средства;
  • сведение токсичности масел к минимуму и уменьшение их вредного воздействия на человеческий организм;
  • использование в оборудовании тех материалов, которые проявляют стойкость к агрессивному воздействию синтетических смазочных материалов.
Менеджеры

ВАШ МЕНЕДЖЕР

Начиная с первого обращения мы предоставляем Вам персонального менеджера.

Контроль качества

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Весь товар поступающий на склад проходит через отдел контроля качества.

Различная фасовка

РАЗЛИЧНАЯ ФАСОВКА

Пластиковые и металлические канистры, евробочки, еврокубы в наличии на складе.