Смазка № 158, свойства и применение
19.01.2023
«Вечные» смазки появились на крупных автозаводах и промышленных предприятиях в 70-х годах прошлого столетия. Это специальные смазочные материалы, которые закладывали в некоторые узлы автомобилей при сборке, и эти смазки не заменялись годами, вплоть до полного износа машины.Разовая закладка смазки оказалась настолько экономичной и практичной, что с тех пор автопром широко стал использовать эти смазки в блоках и устройствах машин, включая известный смазочный материал №158.
Родом из Советского Союза
Смазка № 158 изобретена в НИИ Министерства химической промышленности учеными-химиками и описана в справочнике 1969 года В.Синицыным.Созданная в 1964 г. по МРТУ12Н 139–64 смазка No 158 первоначально планировалась к использованию в стартерах, электрогенераторах, а также магнето. Она гарантировала бесперебойную эксплуатацию подшипников качения в течение долгого срока. Таким образом, в случае применения нового смазочного материала периодическая смазка блоков тракторного электрооборудования не требовалась.
Настоящие характеристики смазки №158
Потребитель должен знать правду о материалах и компонентах, особенно в условиях изобилия «маркетинговых текстов». Профессиональное издание Синицына «Подбор и применение пластичных смазок» отличается тем, что приводит не только преимущества продукции, но и ее недостатки, а это может сузить область использования описываемых материалов. Со смазкой No158 автор оказался слишком строг, приписав ей неудовлетворительные низкотемпературные качества, и объяснил это наличием вязкого авиамасла при ее производстве. На деле во время эксплуатации автоэлектрики участки трения, присутствующие в подшипниках качения, не требуют морозоустойчивых смазок.А на практике смазка №158, техусловия МРТУ12Н 139–64, длительно работала в температурных условиях от –20 до +100 °С, с перегревом в моменте до +120С°.
Показатель t °С каплепадения у любой смазки - от 125°С, в реальности у смазки No158 он приближался к 150 градусам.
Усовершенствование смазки №158
Смазку улучшили в 1977 г. и производили уже в соответствии с ТУ38.101320–77. Она приобрела расширенные пределы функциональности при t от –30°С до +110°С и пополнила лист применения, добавив туда подшипники карданных шарниров с неравной угловой скоростью.Оба варианта — и обновленная по ТУ38.101320–77, и прежняя в рамках МРТУ12Н 139–64, — это синяя пластичная композиция гладкой консистенции. Уникальный цвет композиции получается за счет добавляемого антиокислителя под названием фталоцианин меди; он же выполняет функцию загустителя.
Смазка № 158 состав:
- Минеральное нефтяное масло;
- Загустители: литиево-калиевые мыла стеариновой кислоты и кислот канифоли;
- Фталоцианин меди.
Температурные пределы вновь увеличены: от –50°С до +120°С.
Рекомендованный список употребления улучшенной смазки №158
- Подшипники качения (в генераторах);
- Игольчатые подшипники крестовины соединений кардана;
- Агрегаты трения очистки лобовых стёкол авто- и промышленных машин.