Требования к таре для транспортировки и хранения нефтепродуктов
Перевозка нефти и нефтепродуктов относится к тем задачам, выполнение которых подлежит строгому регулированию. В частности, оговариваются виды емкостей, в которых разрешено хранить и перевозить нефть и продукты ее переработки, способы заполнения, маркировки и транспортировки этих емкостей. Транспортные предприятия получают разрешение на перевозку таких жидкостей только при условии полного соответствия транспортных средств и используемых емкостей установленным правилам и нормам.
Чаще всего нефть и нефтепродукты перевозятся с помощью железнодорожного и автомобильного транспорта. Для это используют цистерны, металлические или пластиковые бочки и канистры. Каждый вид нефтепродуктов должен храниться и транспортироваться согласно своим правилам.
Виды продуктов нефтепереработки
Существуют несколько видов нефтепродуктов, для которых действуют собственные правила хранения и транспортировки:
- бензин, дизтопливо, печное топливо, относящиеся к легковоспламеняющимся веществам;
- смазочные вещества;
- мазут;
- битум.
Транспортировка бензина, ДТ и печного топлива
Цистерны, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся видов топлива, должны быть оснащены элементами для нижнего слива и залива. Внутреннее покрытие должно быть стойким к воздействию топлива и его паров. Также в цистернах должны быть предусмотрены клапаны и приборы, контролирующие давление. Заполняться такие емкости могут не более чем на 95%. Также необходимо обеспечить электростатическую безопасность. Регулярно цистерны необходимо проверять на предмет пригодности для дальнейшей эксплуатации
Для перевозки небольших объемов нефтепродуктов применяются канистры и бочки. При транспортировке воздушными и морскими судами (не танкерами) разрешается использование металлических емкостей и емкостей из мягких материалов.
Транспортировка смазочных веществ
Для смазочных средств используют различную тару в зависимости от консистенции продукта (жидкая, густая, мазеподобная). Транспортируют и хранят масла в полимерных емкостях, цистернах, канистрах и бочках. Исходя из типа перевозимого смазочного средства используют три вида тары:
- для турбинных, трансформаторных, веретенных, электроизоляционных, конденсаторных, индустриальных, парфюмерных и других масел;
- для моторных, компрессорных, сепараторных масел, пластификаторов, смазок для направляющих станков и др.;
- для трансмиссионных, цилиндровых, сланцевых масел, смазок для различных механизмов зубчатых передач, СОЖ.
Перед тем, как заливать масло в емкость, необходимо знать, какой нефтепродукт ранее перевозился в ней. Также нужна тщательная очистка емкости.
Транспортировка мазута
Для перевозки мазута и других видов густого топлива используют цистерны авто- и железнодорожного транспорта, металлические и пластиковые емкости. Крупные цистерны должны быть оснащены отверстиями для нижнего слива/залива. При необходимости можно предусмотреть подогрев.
Поскольку текучесть густых видов топлива низкая, сложно осуществить полный слив жидкости из емкости. Потому допускается наличие в таре перевозимого ранее продукта до 1 см по высоте. При перевозке должна соблюдаться герметичность, электростатическая и пожарная безопасность. Желательно обустроить молниеотвод
Транспортировка битума
От того, насколько соблюдаются правила перевозки битума, зависит качество изготовляемого из него асфальта, а значит, и дорожного полотна. Перевозят битум в специальных бункерах, имеющих систему подогрева. Также для транспортировки битума могут использоваться картонные, деревянные и бумажные виды упаковок. Непосредственно к месту дорожных работ битум доставляют с помощью специальной автомобильной техники. Если средство для транспортировки оборудовано эффективным теплообменником, можно разогревать битум и сохранять его в жидком состоянии. Тогда его можно перевозить в обычных емкостях.
Требования к безопасной перевозке нефтепродуктов
В Российской Федерации рядом предприятий налажено производство современной качественной тары, предназначенной для транспортировки нефти и продуктов ее перегонки. Сюда относятся как привычные металлические емкости, так и канистры и бочки из современных полимерных материалов. Широкий ассортимент отечественной продукции включает тару различного литража как для железнодорожного транспорта, так и для автомобильного. Нефтепродукты перевозят в канистрах объемом от 5 до 50 л. Также используются различные бочки вместимостью 48 — 250 л.
Рынок перевозчиков продуктов нефтепереработки непрерывно развивается. Этот процесс предусматривает активную модернизацию подвижного состава и тары, используемой для транспортировки нефтепродуктов. Научно-технический прогресс выводит на рынки новые материалы, которые находят широкое применение в производстве емкостей. Особое внимание должно уделяться безопасности хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов, учитывая то, что приходится иметь дело с пожаро- и взрывоопасными веществами. Кроме того, данная категория продукции представляет большую опасность и для окружающей среды, потому при работе с нею следует соблюдать герметичность емкостей.
Чтобы транспортировка и хранение нефтепродуктов были безопасными и для людей и для окружающей среды, необходимо строго соблюдать все действующие нормы и правила. Емкости должны соответствовать государственным стандартам и техническим требованиям.