Анализ масел для судовых гидравлических систем
07.04.2023
Гидравлические системы находят широкое применение в транспортных судах. Они являются неотъемлемой частью рулевых устройств, механизмов запирания люков, привода лопастей винта и др. Рабочие узлы гидросистемы приводятся в движение посредством гидравлических масел. Нюансом в использовании масел является то, что они должны характеризоваться отличной текучестью для возможности нормальной циркуляции по гидравлическому контуру, но при этом должны обладать хорошими антифрикционными свойствами для защиты подвижных элементов.Такие требования к маслам заставляют искать компромиссное решение. Стоит также учитывать и состояние судовой гидросистемы. При существенном износе гидравлических систем рекомендуется вместо привычных масел с индексом вязкости менее 100 использовать более вязкие с ИВ от 150 до 200. Вязкие масла производятся посредством добавления специальных присадок-загустителей.

Выбирая подходящий продукт, необходимо учитывать конструктивные особенности оборудования, такие как тип гидросистем и насосов, протяженность трубопроводов. Наименьшая вязкость устанавливается допустимым значением ее на всасывание у насоса, например, для поршневых и лопастных насосов этот показатель равен 25 мм2/с. Максимальная вязкость составляет для лопастных и шестеренчатых насосов 850 мм2/с, винтовых — 500 мм2/с, поршневых — 200 мм2/с.
Увеличение вязкости рабочей жидкости и понижение давления в системе могут привести к прерыванию масляного потока, что необратимо вызывает износ элементов гидросистемы. Продукт с подходящей вязкостью выбирают на основании показателя падения давления в гидросистеме, напрямую зависящего от нее. Кроме вязкостных характеристик необходимо учитывать следующие свойства:
- температура застывания;
- антифрикционные свойства;
- защита от коррозии;
- противодействие окислению;
- способность к деаэрации и отделению воды;
- противодействие образованию пены;
- совместимость с уплотнительными материалами.
На основе общепризнанной классификации ISO встречается следующая маркировка масел:
HH — минеральные масла без присадок;
HM — с присадками, защищающими от износа и окисления;
HV — HM с присадками, улучшающими вязкостно-температурные свойства;
SHF — с высокими вязкостными и температурными характеристиками.
Для стабильной работы судового оборудования необходимо вести мониторинг состояния масла. Одним из главных критериев качества является класс промышленной чистоты, зависящий от количества и размера механических примесей, влияющих на работу гидропривода. О качестве масла судят на основании норм ISO 4406, ГОСТ 17216.
При температуре 40С определяют изменение вязкости по сравнению с показателями свежего масла. Допускается использовать масло с расхождением не более 15%.
Некоторые химические элементы, содержащиеся в масле, увеличивают износ поверхностей гидросистемы. Как правило, контроль устанавливают за следующими элементами: железо, медь, алюминий, свинец, хром, никель, олово. В некоторых случаях приходится учитывать содержание кремния, который совместно с алюминием свидетельствует о проникновении пыли в гидравлическую систему.
Важен контроль и за количеством воды в масле, так как увеличение ее концентрации свыше установленных нормативов вызывает окисление масла с последующей коррозией металлических элементов. Предельно допустимые показатели содержания воды находятся в пределах 0,2%.
Мониторинг качества масла для судовых гидросистем способен продлить срок службы не только отдельных узлов механизмов, но и судна целом. Кроме того, от состояния масла зависит безопасность рабочего процесса.