Анализ судовых моторных масел и их эксплуатационные свойства
07.04.2023
Стабильная работа судовых двигателей поддерживается благодаря использованию высококачественных масел. Из-за высокой мощности двигателей к качеству смазочных материалов предъявляются определенные требования. За состоянием масла на судне ведется непрерывный контроль с помощью анализа отобранных проб.О высоком качестве судовых моторных масел можно судить, если они удовлетворяют нижеперечисленным условиям:
- Образование защитной пленки на трущихся поверхностях, исключающей их непосредственное соприкосновение.
- Уплотнять место контакта поршневых колец с цилиндром, предотвращая выход отработанных газов.
- Отведение излишков тепла от нагретых участков для предотвращения перегрева.
- Удалять термические отложения.
- Предотвращать возникновение коррозийных процессов.
- Выведение продуктов окисления и износа из мест трения.
- Смягчать действие органических кислот, возникающих при сгорании горючего.
- Оптимальная вязкость и слабая испаряемость.
Рассмотрим наиболее важные качественные характеристики масел.
Плотность варьируется от 860 до 930 кг/м3. Она может уменьшаться за счет попадающего в масло топлива или увеличиваться при попадании сажи и иных веществ.
Вязкость указывает на способность образовывать защитную пленку на трущихся поверхностях. Выражена в мм2/с и в сантистоксах сСт. Иностранная номенклатура вязкостных показателей определяется категориями SAE.
Вязкостный индекс указывает на корреляцию вязкости от изменения температуры. В смазочных материалах с вязкостным индексом выше 100 вязкость изменяется меньше с увеличением температуры.
Нейтрализующая способность определяется присадками, позволяющими противодействовать агрессивному влиянию серной и органических кислот, возникающих при работе двигателя. Задается Общим Щелочным Числом, выраженным в массе калия, требуемого для нейтрализации кислоты в одном грамме масла KOH/г.
Температура застывания определяет потерю подвижности масла. Оптимальными являются значения от -9 до -15 градусов Цельсия.
Температура вспышки — наименьший температурный показатель, при котором масляно-воздушная смесь становится взрывоопасной. Как правило, она составляет 200-250C.
По назначению судовые масла можно разделить на цилиндровые и системные.
Цилиндровые масла предназначены для малооборотных дизельных двигателей. Их показателями качества выступают следующие характеристики:
- Способность к нейтрализации кислот, возникающих при сгорании топлива.
- Противодействие скоплению продуктов неполного сгорания горючего в цилиндрах.
- Способность растекаться по всей поверхности цилиндра и удерживаться в нем при продуве.
- Поддержание оптимальной вязкости при изменении температуры и давления.
- Противостоять износу и задирам.
К системным маслам предъявляют следующие требования:
Соблюдение жидкостного смазывания подшипников.
Проникновение в крейцкопфные подшипники, в том числе при высоком давлении.
Оптимальная тепловая стабильность для возможности охлаждения поршней.
Степень щелочности системных масел крейцкопфных моторов составляет 3-6 мг KOH/г масла. Для тронковых при работе на топливе с низким содержанием серы масло с ОЩЧ 20, при использовании высокосернистого топлива – ОЩЧ 30,40.
Экспертиза судовых масел проводится с помощью отбора проб и дальнейшего их анализа. Полученные результаты сравнивают с регламентированными показателями. Если значения оказываются выше допустимых, и нет возможности улучшить показатели качества в судовых условиях, масло меняется на более качественное.