Дизильное топливо (Зимние дизельные топлива с депрессорными присадками)
С 1981 г. вырабатывают зимнее дизельное топливо марки ДЗп по ТУ 38.101889-81. Получают его на базе летнего дизельного топлива с tп = -5С. Добавка сотых долей присадки обеспечивает снижение предельной температуры фильтруемости до -15С, температуры застывания до -30С и позволяет использовать летнее дизельное топливо в зимний период времени при температуре до -15С.
Для применения в районах с холодным климатом при температурах -25 и -45С вырабатывают топлива по ТУ 38.401-58-36-92. Согласно техническим условиям получают две марки топлива: ДЗп-15/-25 (базовое дизельное топливо с температурой помутнения -15С, товарное - с предельной температурой помутнения -35С, товарное - с предельной температурой фильтруемости -45С).
Экологически чистое дизельное топливо выпускают по ТУ 38.1011348-89. Технические условия предусматривают выпуск двух марок летнего (ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ) и одной марки зимнего (ДЗЭЧ) дизельного топлива с содержанием серы до 0,05% (вид I) и до 0,1% (вид II).
С учетом ужесточающихся требований по содержанию ароматических углеводородов введена норма по этому показателю: для топлива марки ДЛЭЧ-В- не более 20%, для топлива марки ДЗЭЧ - не более 10%. Экологически чистые топлива вырабатывают гидроочисткой дизельного топлива, допускается использование в сырье гидроочистки дистиллятных фракций вторичных процессов.
Городское дизельное топливо (ТУ 38.401-58-170-96) предназначено для использования в г.Москве. Основное отличие городского дизельного от экологически чистого - улучшенное качество благодаря использованию присадок (летом - антидымной, зимой - антидымной и депрессорной). Добавка присадок в городское дизельное топливо снижает дымность и токсичность отработавших газов дизелей на 30-50%. В качестве антидымной присадки могут быть использованы отечественная ЭФАП-Б и зарубежная Любризол 8288, допущенные к применению. Активным веществом этих продуктов является барий.
Депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства топлива представляют собой, в основном, сополимеры этилена с винилацетатом зарубежного производства.
Европейский стандарт EN 590 действует в странах Европейского экономического сообщества с 1996 г. Стандарт предусматривает выпуск дизельных топлив для различных климатических регионов. Общими для дизельных топлив являются требования по температуре вспышки - не ниже 55С, косуемости 10%-ного остатка - не более 0,30%, зольности - не более 0,01%, содержанию воды - не более 200 ppm, механических примесей - не более 24 ppm, коррозии медной пластики - класс 1, устойчивости к окислению - не более 25 г осадка/м3.
Для районов с умеренным климатом изготовляют 6 марок дизельного топлива: А, В, С, D, Е и F с предельной температурой фильтруемости +5, 0, -5, -10, -15 и -20С соответственно.
Для районов с холодным климатом предусмотрен выпуск пяти классов дизельного топлива со следующими низкотемпературными свойствами:
Класс......................................................................................0 1 2 3 4
Температура помутнения, С, не выше................................... -10 -16 -22 -28 -34
Предельная температура фильтруемости, С, не выше..........-20 -26 -32 -38 -44
В 1996 г. в Европе введены ограничения на содержание серы в дизельных топливах - не более 0,05%. Таким требованиям отвечают отечественные ТУ 38.1011348-89.