Эволюция смазочных материалов
Первые смазки появились вместе с изобретением колеса. При трении втулки о колесную ось быстро изнашивались обе детали. Для уменьшения трения и износа возчики начали использовать животные жиры (сало, китовый жир, лярд, смалец), растительные масла (льняное, пальмовое, конопляное). Эти натуральные продукты и сейчас входят в состав качественных автомобильных смазок.
Первые этапы эволюции
Животные и растительные жиры стоили дорого, поэтому первым этапом эволюции смазочных материалов стало удешевление получения смазки. Одним из основных смазочных материалов стал деготь, известный еще в Древней Греции. Остаточный продукт, получаемый при производстве древесного угля, стоил гораздо дешевле сала, широко использовался в Европе, Скандинавии. Основным поставщиком березового и соснового дегтя для европейских стран была древняя Русь. Смазочные качества дегтя были обусловлены большим содержанием парафинов.
Мощным толчком для эволюции смазочных материалов стало изобретение паровой машины и автомобиля. Уже в первых паровых машинах смазка требовалась подшипникам качения, втулкам маховых колес. В промышленности для смазки прядильных, ткацких станков использовался китовый жир, который позже начали смешивать с сырой нефтью. Первые автомобили использовали десятки узлов, требующих смазки – ступицы колес, шарниры, редукторы, двигатель. Основной автомобильной смазкой стало касторовое масло, которое быстро портилось, сгорало, вытекало. Такими же недостатками отличалась и сырая нефть.
Поэтому одновременно с техническим прогрессом на эволюцию смазочных материалов влияло развитие нефтехимии. Изобретение крекинга (метода очистки нефти от примесей, легких фракций) позволило выпускать минеральные масла, ставшие основой для большинства смазок. Следующими этапами развития стали получение загустителей, изобретение методов селективной очистки, производство синтетических масел из газового сырья.
Современные автомобильные смазки
Во времена СССР советские автомеханики и автолюбители обходились десятком названий моторных масел и смазок для механизмов. Для техобслуживания «Москвича», грузового «ГАЗа» было достаточно простого набора из солидола, графитной смазки, тосола. С массовым приходом на российский рынок иномарок стали востребованы масла и смазки, рекомендованные автопроизводителями.
При эксплуатации и техобслуживании современных отечественных авто и зарубежных моделей используются:
· десятки видов моторных масел, которые улучшаются антикоррозионными, противозадирными, антиокислительными присадками;
· трансмиссионные масла (в том числе – ATF для автоматических коробок передач);
· антифризы и гидравлические жидкости;
· специальные смазки для низких и высоких температур;
· проникающие, резьбовые, универсальные смазки.
Со временем автомобильные смазки стали дороже натуральных продуктов, но действие их стало более эффективным. Появление новых, специализированных смазок не останавливает эволюции смазочных материалов. Производители нефтехимии ежегодно разрабатывают и выпускают в продажу новые сорта морозостойких, биоразлагаемых смазочных материалов. Развитие электроприводов, гибридных двигателей потребует создания новых видов электропроводящих, высокотемпературных смазок.