Использование смазочного материала в противокоррозионной обработке металлов
Наиболее распространенными конструкционными материалами являются металлы и их сплавы. При их химическом или физико-химическом взаимодействии с факторами окружающей среды происходит разрушение металлов – коррозия (от латинского слова corrosio – разъедание).
При химическом разрушении происходит взаимодействие частиц металла и среды. Электрический ток при этом не возникает. При физико-химическом же взаимодействии возникают электрохимические процессы, на которые могут наслаиваться механические: трение, давление, напряжение и пр.
Выделяют множество видов коррозии в зависимости от вида процесса и условий его протекания. Наибольшее значение атмосферная коррозия, протекающая как на открытом воздухе, так и в помещении.
На ускорение коррозии и возрастание разрушений могут повлиять:
• Резкий перепад температур;
• Возрастание влажности воздуха;
• Присутствие в воздухе агрессивных примесей аммиака, хлора и др.
Потери, возникающие в результате коррозии, делятся на прямые и косвенные.
Говоря о прямых потерях, имеют в виду потерю массы металла, снижение его надежности и ухудшение его функциональных качеств.
Косвенные потери возникают как следствие прямых: остановка производства, выход из строя различных сооружений, транспортных средств, аварии на производствах и связанное с ними загрязнение окружающей среды.
Для проведения защиты изделий из металла от коррозионного процесса и предотвращения коррозионно-механического изнашивания проводят ряд мероприятий, называемых противокоррозионной защитой.
Выделяют 2 вида противокоррозионной защиты:
• Постоянная;
• Временная.
Постоянная защита заключается в нанесении на поверхность металла материалов и покрытий, устойчивых к коррозии.
Временную защиту проводят в процессе изготовления, межоперационного или длительного складирования, перевозки и эксплуатации металлических изделий.
Принято проведение защиты при хранении и транспортировании называть консервацией (от латинского слова conservatio - сохранение).
Различают 2 вида консервации:
• Полная;
• Частичная.
Полная консервация подразумевает проведение защитных мероприятий целого изделия. При частичной же проводится обработка отдельных узлов, деталей, поверхностей.
За 2 часа до начала консервации проводят подготовку поверхности. При этом проводят:
• Контроль на отсутствие коррозии на поверхности изделия;
• Обезжиривание всей поверхности;
• Пассивирование поверхности путем проведения процессов, при которых образуется защитная пленка;
• Сушка изделия;
• Выборочный контроль за проведением всех предыдущих процессов и выявление коррозии перед консервацией.
Временной промежуток между стадиями должен составлять 2 часа.
При выборе смазочного материала для консервации учитывают множество аспектов:
• Вид обрабатываемого изделия;
• Конфигурация защищаемого изделия;
• Материал, из которого изготовлено изделие;
• Климат;
• Атмосферные условия;
• Категории складирования, перевозки и эксплуатации.
Применяемые в ходе временной антикоррозионной обработки средства подразделяются на разновидности:
• Ингибиторы коррозии (ИК);
• Консервационные (КМ) и рабочее-консервационные масла (РКМ);
• Пленкообразующие ингибированные нефтяные составы (ПИНС);
• Защитные водовытесняющие составы (ЗВВС).
Все материалы, используемые при проведении временной антикоррозионной защиты, должны соответствовать нормативно-технической документации (НТД) на обрабатываемое изделие.
ПАВ, способные предотвращать процесс разрушения, называются ингибиторами коррозии (от лат. inhibire – сдерживать)
Выделяют несколько разновидностей ингибирующих веществ:
• водорастворимые (ВИК);
• водомаслорастворимые (ВМИК);
• маслорастворимые (МИК).
Ингибирующие вещества вводятся в состав смазочного материала для повышения его защитных качеств. При этом, растворимые ИК образуют пленку на поверхности обработанных изделий. Летучие ингибиторы (ЛИК) испаряются и заполняют объем, в котором размещены. Это позволяет защитить необработанные контактными ИК участки.
Масла, применяемые при проведении временной антикоррозионной защиты, делятся на три вида:
• Консервационные (КМ);
• Консервационно-рабочие (КРМ);
• Рабочее-консервационные (РКМ).
– КМ являются маслами, содержащими в своем составе ингибиторы коррозии. Перед запуском обработанного изделия в работу КМ необходимо удалять.
– КР масла разрешено однократно использовать при вводе изделий в эксплуатацию;
– РК масла характеризуются защитными свойствами, превышающими таковые у рабочих масел. Однако, они ниже, чем у КМ и КРМ.
Это позволяет использовать РКМ как в процессе складирования и перевозки, так и при эксплуатации изделия.
КМ и КРМ находят широкое применение в промышленности – авиации, автомобилестроении, судостроении, станкостроении, производстве сельскохозяйственной техники. Они используются в ходе проведения защиты деталей между операциями, а также консервации уже готовой продукции.
В случае межоперационной обработки изделие окунают в масло целиком или наносят средство пульверизатором. К готовым изделиям относятся, например, двигатели, редукторы и другие изделия. Их защищают, заливая масла в картер. Затем производится запуск механизма в течение 15 минут на холостом ходу. По окончании процедуры масло сливают. КРМ можно оставить в картере на весь период хранения и использовать при временной эксплуатации. Вводить в работу технику, на детали которой наносилось КМ, можно лишь после его удаления.
К консервационным и рабоче-консервационным маслам относятся, например, К-17, КРМ, НГ-213. В их составе имеются специальные добавки. Используются данные масла в ходе консервации изделий на срок свыше пяти лет. Применение данных средств снижает коррозию и повышает срок службы изделий.
Пленкообразующие ингибированные нефтяные составы (ПИНС) состоят из нефтепродуктов, с добавленными к ним ингибирующими веществами, и растворителей. При нанесении на обрабатываемую поверхность растворитель испаряется, а пленкообразующее вещество остается в виде твердых или полутвердых пленок. ПИНС смываются растворителями. Изделия можно эксплуатировать без расконсервации. Данные вещества легко наносятся, проникают в микродефекты, могут вытеснять воду с обработанной поверхности.
Используют ПИНС для обработки кузовов, днищ, наружных поверхностей двигателей на всех видах автомобильной, строительной, сельскохозяйственной техники, станков и металлоконструкций.
Защитные водовытесняющие составы (ЗВВС) содержат в своем составе значительный объем растворителей, а также масла и присадки. Прекрасно пропитывают ржавчину, вытесняют воду, а потому используются там, где затруднен доступ к деталям и там, где происходит контакт с водой.
Применяют для обработки кузовов автомобилей в местах с затрудненным доступом, инструмента, заржавевших болтов и гаек в процессе раскручивания, для защиты сварных швов, дверных замков и т.д.
Итак, мы дали краткую характеристику и описание антикоррозионных материалов. Применение средств в каждом конкретном случае регламентируется НТД на обрабатываемое изделие.