История развития антифризов в СССР и России
В СССР первое появление антифризов на рынке датируется 20-ми годами ХХ века. Они изготавливались на основе глицерина. Охлаждающая жидкость, помимо низкой температуры замерзания, обладала слишком высокой вязкостью. Чтобы устранить данный недостаток, к антифризам стали добавлять этиловый спирт. Характеристики жидкости улучшились, однако добавилась другая проблема — использование работниками этанола не по прямому назначению. Также антифризы изготавливались и с использованием метилового спирта. Однако при высокой текучести они обладали и высокой испаряемостью.
Ближе к 40-м годам на смену старым антифризам приходят новые — на основе этиленгликоля. Однако и они не лишены недостатков: этиленгликоль с водой дает смесь, которая агрессивно действует на цветные металлы, а также обладает высокой вспениваемостью. Чтобы нейтрализовать негативные стороны этих антифризов, в их состав добавляют специальные присадки.
1971 год стал знаменит появлением на отечественном рынке антифриза под названием ТОСОЛ. Это аббревиатура, первые 3 буквы которой расшифровываются как Технология Органического Синтеза. Это название отдела НИИ, который разработал новый антифриз. Буквы ОЛ в названии указывают на наличие спиртов в составе охлаждающей жидкости.
Выбор тосолов на советском рынке был невелик: ассортимент включал в себя лишь 3 наименования антифризов. Все они имели идентичный состав, а отличие заключалось в температуре замерзания. Советским автолюбителям предлагались:
- Тосол-А — концентрированный антифриз;
- Тосол-А40 — антифриз, не замерзающий при температуре выше -40°С;
- Тосол-А65 — антифриз, не замерзающий при температуре выше -65°С.
Спустя некоторое время автомобилисты получили еще один антифриз — Тосол-АМ. Буква М в маркировке указывала на модернизацию тосола.
Такой ограниченный ассортимент был вполне достаточен для советских реалий, которые заключались в том, что автопарк представлял собой исключительно отечественную продукцию. Но с 90-х годов ситуация начала кардинально меняться. Эти изменения заключались, во-первых, в том, что с открытием границ на российском рынке начало стремительно расти количество импортных автомобилей. Второе изменение — это значительное ухудшение качества тосола. Дело в том, что торговая марка «Тосол» никому не принадлежала, потому с появлением частных предприятий продукцию под таким названием стали производить все кому не лень. О соблюдении технологий и оригинального состава говорить тогда не приходилось.
И сегодня марка «Тосол» остается наиболее популярной в России, но и наиболее подделываемой. В магазинах можно купить дешевые образцы, где вместо этиленгликоля используются менее дорогие заменители: диэтиленгликоль или полигликоль. Фальсификат опасен тем, что обладает высокой коррозионной агрессивностью, потому повреждает металлические детали и разъедает паяные швы. Репутация тосолов настолько испортилась, что теперь бытует устойчивое мнение, будто бы в импортные авто заливать российский антифриз противопоказано.
Продолжительное время на российском рынке антифризов была неустойчивая ситуация, когда регулярно появлялись новые марки тосолов. Они не задерживались и быстро уступали место очередным аналогам. Расклад установился такой: владельцы российских авто пользовались отечественными марками антифризов, владельцы же иномарок заливали в свои машины зарубежные охлаждающие жидкости.
И только в 2000-е годы стали заметны качественные изменения в производстве отечественных антифризов. Ведущие российские компании представили автолюбителям собственные разработки, отличавшиеся инновационным составом. Известные всем Тосол-А40 и Тосол-А65 никуда не исчезли, но наряду с ними продаются новые антифризы. Производители позиционируют свою продукцию как принципиально новую, адаптированную к современным реалиям, и заверяют, что ее можно использовать даже для иномарок.
Сегодня альтернативой привычным антифризам стали жидкости на основе пропиленгликоля. Они более безопасны, однако и дороже аналогов.