Как разгрузить зимой нефтепродукты из цистерн?
В чем заключается этот способ разгрузки?
На внутреннюю поверхность цистерны для перевозки нефтепродуктов форсунками наносится слой клейкого вещества на основе карбоксиметилцеллюлозы (отходы целлюлозно-бумажной промышленности и предприятий по производству искусственных волокон). Можно использовать аналогичные отходы химической промышленности. На клейкий слой сжатым воздухом напыляется слой в 2,5 - 3 мм угольной или торфяной крошки. После этого наносится защитный слой указанного клейкого вещества 1 - 1,5 мм форсунками под давлением 3-5 атмосфер. Три слоя образуют временное покрытие, которое не растворяется в нефтепродуктах, обладает необходимой механической прочностью и отличными теплоизолирующими свойствами.
Таким образом, на стенках цистерны образуется «чулок», в который заливают 60 т жидкого мазута при температуре 80-90 С. Как известно, всякий чулок служит главным образом для того, чтобы сохранять тепло, при этом не требуя для своего изготовления большого количества материала. Какой толщины потребуется «чулок» для цистерны, если мы будем перевозить в течение полутора суток 60 т мазута марки М-100 с начальной температурой +80 Со при тридцатиградусном морозе? Энергетические и тепловые расчеты показывают, что суммарный слой в 6 мм не позволит нефти остыть ниже 25Со. При этом вес «чулка» и затраты на его создание мизерны по сравнению с экономическим эффектом. Следует заметить, что у мазута других марок температура застывания гораздо ниже +25Со, поэтому их можно вести дольше, или уменьшить толщину теплоизоляционного слоя.
Но вот цистерна опустела. Что делать с покрывающим ее «чулком»? Возможны различные варианты. Если остаток нефтепродукта в цистерне мал, и она вновь повторит уже проделанный путь, то временное покрытие можно оставить. Если остаток солидный, а дальнейший путь цистерны неизвестен, то «чулок» снимают. Для этого внутрь цистерны надо ввести раскладные штанги с пневмоприсосками, которые вытягивают из горловины временное покрытие с остатками мазута. Мазут служит топливом для котельных ТЭЦ и других предприятий. Отличными горючими свойствами обладает и наш «чулок». Пропустив его через мельницу, мы получим отличное коллоидное топливо. Именно такое топливо, состоящее из смеси твердых и жидких частиц горючего, широко используется на многих тепловых электростанциях, его подают в топки через коллоидные форсунки. Значит, предложенный новый способ легко реализуется на уже имеющемся технологическом оборудовании, что немаловажно.
Не случайно предложенный способ был рекомендован к использованию по дополнительному назначению. Ведь по железной дороге транспортируется не только жидкое топливо, но и сухое: каменный уголь, кокс, торф и т.д., которые сильно выветриваются.
Потери топлива здесь тоже огромны, вот почему создание временного покрытия из отходов, образующих из верхнего слоя топлива защитную пленку, очень важно. Тем более что предложенную защитную пленку специально снимать или отделять от топлива не надо, так как она сама - отличное топливо.
Проект безотходного способа разгрузки не требует никаких изменений или доработок конструкции существующего парка наливных цистерн. Кроме того, не нужна разработка специального технологического оборудования. Пневматические приспособления для нанесения и удаления пленок покрытий давно разработаны и используются в различных отраслях хозяйства: строительстве, машиностроении, химии и т.д. Устройство настолько простое, что его уменьшенную копию легко изготовили учащиеся лаборатории автоматики Рязанской ГСЮТ.