Классификация нефтянных топлив (Вязкость, Коррозионная агрессивность)
21.06.2012
Вязкость бензинов невелика, и ее изменение с температурой не вызывает каких-либо осложнений в работе двигателей с воспламенением от искры. Во всех других двигателях и топочных устройствах вязкость топлива имеет важное эксплуатационное значение. В дизельных и газотурбинных двигателях топливо обеспечивает смазку плунжерных пар топливных насосов. При недостаточной вязкости топлива плунжер и гильза насоса быстро изнашиваются. Кроме того, топливо малой вязкости может просачиваться через зазоры в топливном насосе; при этом снижаются давление распыливания и экономичность двигателя, ухудшается смесеобразование. Верхний предел вязкости топлив обусловлен необходимостью обеспечить их прокачку по топливопроводам системы питания при низких температурах.
С понижением температуры вязкость топлив возрастает и может достичь таких значений, при которых производительность топливного насоса резко падает. Вязкость топлив должна быть оптимальной и с точки зрения смесеобразования. При большом отклонении вязкости от расчетной для данного двигателя изменяются размер капель топлива, форма факела, ухудшается смесеобразование, повышается дымность отработавших газов.
Коррозионная агрессивность. Углеводородные компоненты топлив не вызывают коррозии металлов. Коррозионная агрессивность топлив зависит от количества и состава серо- и частично кислородсодержащих компонентов. Серосодержащие соединения делят на активные и неактивные. Из активных соединений в топливных дистиллятах могут присутствовать сероводород, элементная сера и меркаптаны. Все остальные сероорганические соединения, содержащиеся в топливах (сульфиды, дисульфиды, тиофены, тиофаны и др.), относятся к неактивным. Активные соединения способны реагировать с металлами, вызывая их коррозию при обычных температурах хранения и транспортировки топлив. В товарных топливах эти соединения должны отсутствовать или содержаться в очень малых количествах.
Деление сероорганических соединений на активные и неактивные имеет значение только при оценке коррозионной агрессивности топлив при обычных температурах. При сгорании все они образуют окислы серы SO2 и SO3, обладающие высокой коррозионной агрессивностью. При высоких температурах окислы серы вызывают сухую газовую химическую коррозию металлов камер сгорания, выпускных клапанов, трубопроводов и т.д. При относительно низкой температуре, когда возможна конденсация водяных паров из продуктов сгорания, окислы серы растворяются в капельках воды с образованием серной и сернистой кислот. В этих условиях протекает электрохимическая коррозия, скорость которой очень высока.
Таким образом, с точки зрения коррозии деталей двигателей и силовых установок все сероорганические соединения одинаково вредны, и содержание их в топливах должно быть ограничено. Однако полностью удалять их нежелательно, так как при этом некоторые свойства топлив ухудшаются. Так, при полном обессеривании реактивных топлив снижаются их противоизносные и защитные свойства. Поэтому глубина очистки топлив от сероорганических соединений, как и от всех других нежелательных компонентов, должна быть оптимальной.
Среди кислородсодержащих соединений наиболее коррозионно-агрессивны низкомолекулярные кислоты, перекиси и некоторые другие продукты окисления углеводородов. Коррозионная агрессивность тяжелых, в том числе и остаточных, топлив связана также с наличием зольных элементов, содержащих натрий и ванадий. Производные ванадия при сгорании превращаются в пятиокись ванадия и ванадаты металлов. Эти соединения при рабочих температурах в камерах сгорания находятся в полужидком состоянии и, обладая большой липкостью, отлагаются на лопатках и направляющих турбин, стенках топочных устройств и других деталях. При определенном соотношении ванадия и натрия в отложениях образуются легкоплавкие ванадаты, которые являются переносчиками кислорода и ускоряют окисление металла, т.е. его коррозию. Снижение ванаджевой коррозии достигается уменьшением зольности топлив и введением специальных присадок.