Классификация топлив
В рамках международной стандартизации в области классификации топлив разработаны стандарты серии МС ИСО 8216/0 — 8216/4.
МС ИСО 8216/0 устанавливает общую классификацию нефтяных топлив (класс F). В зависимости от вида топлива в класс F включены пять категорий продуктов:
G — Газообразные топлива
L — Сниженные газообразные топлива
P — Дистиллятные топлива
R — Остаточные топлива
C — Нефтяные коксы
Детальная классификация групп топлив с учетом дополнительных условий применения, типа, свойств и характеристик устанавливает используемую группу продуктов для каждой категории и предусматривается отдельными частями ИСО 8216. В настоящее время разработаны части ИСО 8216/1, ИСО 8216/2, ИСО 8216/4, на основе которых внедрены отечественные стандарты.
Особого внимания заслуживает классификация топлив, применяемых для реактивных двигателей гражданских самолетов. в большинстве стран уровень качества этих топлив определяется в основном спецификациями, разработанными ASTM и DERD (Британское Министерство Обороны). Национальные спецификации стран - производителей авиационного реактивного топлива имеют незначительные отклонения от спецификаций ASTM и DERD.
Для преодоления трудностей, связанных с выбором необходимых марок топлив, поставкой и хранением авиатоплив, их основные производители и поставщики разработали общую спецификацию, охватывающую ограничительные требования основных спецификаций, используемых в настоящее время в странах, где потребление авиатоплив наибольшее. Этот документ известен как "Требования к качеству авиационного топлива для совместно эксплуатируемых систем" или AFQRJOS.
В США требования к качеству (перечень физико-химических показателей и эксплуатационных свойств) авиатоплив для самолетов гражданской авиации оформлены в виде спецификации ASTM D 1655, согласно которой производятся массовые топлива:
Jet A — топливо типа керосин с максимальной температурой замерзания минус 40С;
Jet A — аналогичное топливо с температурой замерзания минус 47С.
Требования к британским реактивным топливам для гражданской авиации установлены спецификацией D, Eng. RD (DERD) 2494, ранее разработанной для военной авиации. Это топливо типа керосина с температурой замерзания минус 47С.
Перечень контрольных операций (AFQRJOS) является основой для международных требований к авиакеросинам.
Топливо для газотурбинных двигателей, производимое и поставляемое по AFQRJOS, должно соответствовать наиболее жестким требованиям следующих спецификаций:
Стандарт Британского Министерства Обороны DEF STAN 91-91/ Издание 2 (DERD 2494) от мая 1996 г.;
Стандартная спецификация ASTM D 1655;
Руководящий материал международной ассоциации воздушного транспорта (LATA) от декабря 1994 г.
Реактивное топливо, удовлетворяющее требованиям AFQR-JOS, в документах маркируется как Jet A-1.
На территории СНГ реактивные топлива типа керосин производятся по ГОСТ Р 10227 под марками ТС-1 и РТ.
Классификация топлив, как нормативный документ, в отечественной практике отсутствует, конкретные требования находят отражение в нормативной документации по видам топлив (ГОСТ, ОСТ), а также в технических условиях.