Logo

Вход на сайт

ГК «Нектон Сиа»
+7 499 638 28 80

Статьи

Краткая история автомобильных смазок: Универсальная смазка

15.03.2024

Приблизительно в то же время зафиксированы первые попытки создать универсальное смазывающее вещество для сферы автомобилестроения и применения во всех автомобильных узлах. На территории России это была распространённая смазка УТВ. Спустя некоторое время из универсальной она перешла в категорию "жировых" смазок. Изготавливалась она на базе комбинирования натриевого и кальциевого мыла.

Слова «Универсальная, тугоплавкая, водостойкая» смазка УТВ необоснованно получила в отмененном ГОСТ1631-61. При контакте поверхностным смазочным слоем с влажным воздухом ухудшаются эксплуатационные свойства вещества. К классу натриевых смазок относятся ЯНЗ-2 для ступичных подшипников, карданная АМ и смазка КВ. Первой свойственна хорошая водостойкость, однако при продолжительном смачивании водой она превращалась в эмульсию. Вторая не очень водостойкая и использовалась преимущественно в шарнирах равных угловых скоростей. Последняя являлась морозостойкой разновидностью УТВ для зимнего применения.

Lithium complex greases.jpg

Смазки на комплексном кальциевом загустителе показали себя очень достойно. Они появились приблизительно в 1940 году. «Комплексный» значит, что кроме мыла в формулу загустителя включены дополнительные вещества, создающие химический ансамбль.


Смазки ГОСТ 26191-84 в итоге запретили в современной автомобильной технике по причине несоответствия ряду требований.


Литиевый универсал

 

 

Стандартная карта смазки американского авто середины пятидесятых годов двадцатого века предусматривала использование типичных кальциевых смазок для шасси и натриевых подшипников, а также универсальную литиевую. В 1942 году в Соединенных Штатах Америки впервые был получен патент U.S. 2 274 675. Он выдавался на пластичную смазку со специальным загустителем из солей жирных кислот. Данное изобретение стало революцией в сфере обслуживания транспортных средств. На практике в роли загустителя обычно использовался 12-гидроксистеарат лития. Начиная с середины пятидесятых годов двадцатого столетия началось их активное распространение в качестве универсальных смазок для авто.


Литиевые смазки заметно отличались своими свойствами: отличной стойкостью к температурам до ста тридцати градусов по Цельсию, повышенной стабильностью, высокой водостойкостью. Их можно было использовать в любом узле автомобилей. Они популярны даже сейчас. Основная литиевая смазка Литол-24 до сих пор считается универсальным и пригодным для любых применений в авто. Есть литиевые смазки ЛСЦ-15, ЛС-1П, №158, ЦИАТИМ-201. В автомобилях активно использовалась Лита. Большая часть смазок применялась на производстве, купить ее в розницу было практически невозможно.


В 1990 годы пятьдесят процентов рынка смазочных материалов приходилось на литиевые смазки. До 2017 года их численность увеличилось семидесяти пяти процентов. После стремительного взлета произошел спад из-за острого дефицита лития. До появления литиевых батарей индустрия смазок считалась главным потребителем данного металла, а сейчас на неё приходится только шесть процентов. Дальнейшее увеличение стоимости сырья приведёт к спаду популярности литиевых смазок. По сути перед нами устаревшая разновидность смазки с посредственными характеристиками. Их популярность держится только на его доступной стоимости и универсальности. Сейчас можно подобрать много достойных альтернативных вариантов.


Что лучше «универсала»?

 

 

К восьмидесятым годам двадцатого века трактовка термина «универсальная смазка» несколько расширилась. Причиной стало стремление производителя оптимизировать свойства смазок и представлять на рынке их новые виды. Начали появляться более дорогостоящие товары, обладающие хорошим качеством сравнительно со стандартными литиевыми смазками.

Идея применения мыльных соединений разнообразных металлов в роли загустителя оказалась удачной. После феерического успеха литиевых смазок начали экспериментировать с похожими веществами, потому был получен широкий ассортимент смазок с уникальными свойствами.


В тридцатые годы на рынок выели смазки на базе алюминиевого мыльного загустителя с высокими температурными свойствами и водостойкостью. Сначала они предназначались для смазывания паровых машин и не использовались в автомобильной отрасли. В начале пятидесятых годов можно было купить бариевые смазки, в которых в роли загустителя выступало бариевое мыло. Такие смазки отличались волокнистой консистенцией и влагостойкостью, отлично взаимодействовали с резиновыми деталями, применялись в шарнирах подвески.

Lithium complex greases2.jpg

Потом появилась ШРБ-4, изготовленная на загустителе в виде комплексного мыла из бария и кислоты хлопкового масла. Смазка полностью соответствовала своему предназначению. Она «наматывалась» на шаровой палец, формируя второй пыльник, который являлся профилактикой попадания влаги. Бариевые соединения токсичны, потому использование его соединений было прекращено по соображениям безопасности.


Смазочные материалы активно развивались во второй половине двадцатого века. Комплексный литиевый загуститель сначала представлял собой омыление смеси 12-гидроксистеариновой и дикарбоновых кислот. Загуститель такого типа был менее эффективным и дорогостоящим в производстве, чем обычный литиевый. Литиевые комплексные смазки наделены высокими свойствами сравнительно с литиевыми мыльными. Они выдерживают температуру до двухсот сорока градусов по Цельсию на пике, а продолжительно могут выдержать температурный режим до ста пятидесяти градусов по Цельсию.

Менеджеры

ВАШ МЕНЕДЖЕР

Начиная с первого обращения мы предоставляем Вам персонального менеджера.

Контроль качества

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Весь товар поступающий на склад проходит через отдел контроля качества.

Различная фасовка

РАЗЛИЧНАЯ ФАСОВКА

Пластиковые и металлические канистры, евробочки, еврокубы в наличии на складе.