Причины и особенности угара моторного масла
04.07.2013
Принято считать, что все моторное масло, после попадания в цилиндр, полностью сгорает. Однако в действительности это не верно. Масло присутствует в цилиндре в виде пленки, толщина которой зависит от большого количества факторов, включая степень изношенности мотора, режима работы, показателей вязкости и прочих параметров. В среднем, показатель толщины составляет от 10 до 20мкр.
Например, если в двигателе на 1,5 л. плёнка составляет 10 мкр. , то за 1 цикл в цилиндре накопится около одного кубика масла. Если бы выгорало всё моторное масло, при 3 тыс. оборотов в минуту пропадало бы 1,5 л. смазочной жидкости. Это доказывает, что в течение каждого цикла сгорает исключительно небольшая часть плёнки.
В процессе нагрева масла испарение происходит с низкой скоростью, однако если субстанция нагреется до температуры кипения, её испарение сильно увеличится. В двигателе автомобиля происходит аналогичный процесс – моторное масло испаряется, не достигая температуры кипения.
Кажется логичным, что при высокой температуре, с которой сгорает топливо, масло в цилиндрах мотора должно закипать, однако этого, как правило, не происходит, поскольку плёнка лежит на холодной поверхности цилиндров, температура которых понижается с помощью антифриза. Верхний слой плёнки начинает закипать только в том случае, если двигатель работает на максимальных оборотах. По этой причине в случае быстрой езды доливать моторное масло необходимо чаще.
На что расходуется смазочная жидкость?
В том случае, если моторное масло не капает из машины, можно утверждать, что сальники находятся в исправном состоянии, а большая часть смазочной жидкости выгорает. Если двигатель имеет турбонаддув, часть жидкости уходит на смазку турбокомпрессоров, вследствие чего увеличивается её расход. Также увеличивать расход могут протечки смазочной субстанции сквозь маслоотражательные колпачки. В случае значительного износа или высыхания этих элементов, такой расход становится основным. Небольшое количество смазки может также испаряться сквозь вентиляцию картера.
Стоит также отметить, что помимо траты денежных средств, моторное масло, потерянное в больших количествах, провоцирует возникновение других проблем. Внутренние поверхности мотора быстро загрязняются посредством оседания продуктов сгорания. Кроме того, нейтрализаторы становятся менее эффективными, поскольку не могут полностью справиться с продуктами сгорания тяжелых углеводородов смазочной жидкости. И последней проблемой, актуальной в условиях экологической проблемы, является возрастание токсичности выхлопов.
Как испаряется моторное масло?
Смазочная жидкость испаряется с определенной скоростью, и этот показатель зависит от ряда параметров:
• температуры, при которой моторное масло начинает закипать;
• фракционного состава смазки;
• толщины плёнки.
Последний показатель находится в зависимости от вязкости, которой обладает смазочная жидкость при высоких температурах. Проблема заключается в том, что описание масел, как правило, не имеет вышеперечисленных параметров. Часто указывается показатель испаряемости масла в соответствии с NOACK. Этот показатель определяет предрасположенность к угару.
Принцип, по которому определяется показатель, заключается в следующем: моторное масло нагревают в течение 60 минут в температурном режиме 250°С и после данной процедуры анализируют массу, которая была потеряна в процессе. Минеральные виды смазочной жидкости, как правило, теряют около 22-25%, а качественные синтетические – не более 8-10%. В целом, потери смазки в процессе испарения говорят о её классе и качестве, однако многие производители предпочитают не указывать этот показатель.
Стоит также учитывать, что моторное масло с большой вязкостью будет образовывать более толстую плёнку и быстрее проникать в зону испарения, а значит, увеличится расход масла.