Смазка для букс железнодорожных вагонов
31.10.2024
Буксы, расположенные на рабочих осях – это важный компонент тех частей железнодорожных составов, которые являются ходовыми. Их главное предназначение – защита шейки от различных загрязнений и механических повреждений. Буксы также необходимы для того чтобы вагоны ехали с заданной скоростью. Данный конструктивный элемент выполняет ещё одну довольно важную функцию – центрования колёсных пар относительно основной рамы.В середине узлов находятся подшипники и необходимая для работы смазка. Эти конструктивные элементы обеспечивает безопасность движения поездов даже в тяжелых климатических условиях и при любых допустимых нагрузках.
Классификация буксов:
- зависимости от назначения вагонов (грузовые или пассажирские);
- скорости движения (обычная или высокая);
- согласно виду подшипников различают буксы двух основных типов: качения и скольжения.
Также буксы классифицируют по способу установки подшипника (горячая посадка или с использованием втулки), типу торцевого крепления подшипника. Независимо от классификации, к буксам предъявляются строгие требования по обеспечению надежного функционирования в тяжелых условиях эксплуатации. Одновременно происходит уменьшение их массы, стандартизация и взаимозаменяемость деталей.
Буксовые узлы должны легко монтироваться и сохранять высокий уровень герметичности даже критически сложных условиях. Инженеры постоянно работают над улучшением конструкции подшипников, разрабатывая более эффективные смазки, которые уменьшают трение, замедляют окислительные процессы.
Виды смазочных материалов, которые можно эффективно использовать в железнодорожного транспорта
В СССР было разработано и изготовлено немало типов эффективных смазок, что былипредназначенны для железнодорожного транспорта, которые условно делятся на несколько основных подвидов. Первая группа включает смазки для вагонных букс и локомотивов, вторая для различных видов тормозных механизмов. Есть несколько иных менее востребованных вариантов – антиаварийные, контактные и рельсовые и кулисные смазки. Два основных варианта для смазок для грузовых и пассажирских поездов, которые ездят на довольно высоких скоростях: ЦИАТИМ-201 и Солидол С.
Ранее буксовые узлы использовали подшипники как скольжения, так и качения, но на данный момент времени первый вариант практически не используется, по причине того, что они не выдерживают не только высокие скорости, но и сильны нагрузки на рабочее оси. Напротив, буксовые узлы качения это гарантия надежности и долговечности. Уже более двадцати лет изготовляют подшипники с полиамидными сепараторами, что не только улучшает эксплуатационные характеристики, но и замедляет окисление смазки. Потому они становятся более долговечными, стоит отметить, что надёжность работы буксы во многом зависит от используемой смазки и её обработки.
Для достижения необходимого результата довольно часто ещё на стадии изготовления в букс добавляется консистентная смазка ЛЗ-ЦНИИ, а также необходимые для её работы добавки, что имеют необходимые антиокислительными свойства. Это необходимо для того чтобы значительно уменьшить действие коррозии и других механических повреждений из-за интенсивной эксплуатации. Смазка функционирует без замены до следующей ревизии и гарантировано обеспечивает пробег букса до четыреста пятидесяти тысяч километров, срок эксплуатации при этом достигает пяти лет.
Смазка ЛЗ-ЦНИИ отличается низкой влагостойкостью, так как в её состав входят натриевые мыла. Это необходимо для того, чтобы продлить долговечность конструктивного элемента, ведь влага проникает в состав смазки, из-за чего снижается не только работоспособность, но и её качество по основным техническим показателям. Эта смазка является модифицированной версией 1-13 с добавлением присадок.
Более старая буксовая смазка на данный момент заменена на Буксол, в состав которого входит не только необходимо минимальное масло, но загущенные мыла и необходимый комплекс присадок. Буксол имеет довольно широкий диапазон температур при которых он сохраняет свою эффективность, от минус шестьдесят градусов °С до шестьдесят градусов °С. Более того, скорость состава, что использует данный материал может достигать скорость двести километров в час.
В последние годы была разработана смазка, содержащая литиевые мыла, обладающая высокой стабильностью рабочих свойств. Эта универсальная смазка называется «Литол», основным компонентом, которой являются литиевые мыла и инновационные присадки, которые значительно улучшают её характеристики. Температурный диапазон при котором смазка является эффективной от минус сорока °С до сто двадцати °С. Смазка ЖРО в свою очередь содержит литий, что придаёт ей влагостойкость.