Способы очистки топливных фракций
25.06.2012
В XIX веке основным товарным продуктом, получаемым из нефти, был осветительный керосин. Керосиновую фракцию очищали, по предложению Д.И. Менделеева, серной кислотой с последующей щелочной промывкой. В результате уменьшалось количество копоти при сжигании керосина в лампах. С появлением двигателей внутреннего сгорания стало расширяться производство бензина - получил распространение процесс термического крекинга. Для удаления из бензинов крекинга наиболее реакционноспособных углеводородов использовали кислотно-щелочную очистку, а в некоторых случаях - парофазную очистку отбеливающими землями.
В связи с вовлечением в переработку сернистых нефтей появились различные способы очистки топливных фракций от соединений серы. Одной из первых проблем при очистке топлив от серы стало улучшение из запаха. С этой целью были разработаны специальные методы очистки топлив, в первую очередь бензинов, от меркаптанов. В таких процессах стремились либо удалить меркаптаны из топлив, либо превратить их в другие, менее пахучие соединения (например, дисульфиды). Многие меркаптаны, содержащиеся в бензинах, имеют слабокислую реакцию и могут быть удалены промывкой водными растворами щелочей. Растворимость меркаптанов в растворах щелочей можно повысить, добавляя органические кислоты и другие соединения. Щелочная промывка оказалась простым и в то же время достаточно эффективным способом очистки топливных фракций. Для превращения меркаптанов в дисульфиды в промышленности в настоящее время используется процесс мерокс (окисление меркаптанов).
В последние десятилетия появились новые способы очистки топливных фракций, существенно улучшающие качество товарных продуктов (гидроочистка, депарафинизация). Оказалось, что под давлением водорода в присутствии катализатора при повышенных температурах почти все сернистые соединения удается перевести в сероводород, который вместе с газами легко удаляется из топливных дистиллятов. Этот процесс, названный гидрообессериванием, позволяет получать малосернистые топлива практически любого сырья. Важным достоинством процесса является значительное снижение загрязнения окружающей атмосферы (содержания окислов серы в отработавших и дымовых газах). Процесс депарафинизации позволяет резко улучшить низкотемпературные свойства топлив (в первую очередь дизельных) в результате удаления парафиновых углеводородов нормального строения. Наиболее распространен в настоящее время процесс деарафинизации с применением карбамидная депарафинизация). Перспективна также адсорбционная депарафизиация дистиллятов на цеолитах.
Процессы депарафинизации перестают сейчас быть средством очистки топлив, а становятся разделения топливных фракций. Выделенные из среднедистиллятных фракций парафиновые углеводороды используют в качестве сырья для получения белков в микробиологической промышленности. Для разделения топливных фракций используют и различные растворители, в частности для выделения индивидуальных ароматических углеводородов из фракций риформинга. Очистка топливных фракций как завершающая стадия приготовления высококачественных товарных топлив приобретает все большее значение.