Трансмиссионные масла
Степень важности трансмиссионных масел понятна каждому водителю. Это одна из наиболее важных технических жидкостей, которая должна присутствовать при эксплуатации автомобиля. Трансмиссионное масло по степени важности стоит на втором месте, после моторного. Тем не менее, данная жидкость также важна любому транспортному средству, потому что на пустой коробке передач вы не сможете далеко уехать. Более того, вы вряд ли тронетесь с места.
Для благотворной работы систем автомобиля трансмиссионка должна обладать некоторыми специфическими качествами, которые и отличают ее виды между собой можно. Сегодня можно встретить несколько видов трансмиссионных масел, существенно отличающихся между собой. Наиболее известными и важными для МКП и АКП являются такие «трансмиссионки»:
— масла, предназначенные для механической коробки;
— масла, разработанные для автоматической коробки;
— масла, изготовленные для передне- и заднеприводных типов авто.
Последний вид, помимо улучшения работы транспортных приводов может также использоваться для гидроусиления рулевой конструкции и управления.
Трансмиссионное масло для механической коробки разработано по некоторым критериям: во-первых, его состав смазывает детали коробки, во-вторых, снимает механические нагрузки во время движения автомобиля, ну, и в-третьих, отводит тепло и продукты коррозии от деталей. Кроме того, трансмиссионное масло способно продлевать срок службы МКП, благодаря своему эффекту удаления мелких частиц из поврежденных мест конструкции или мест износа.
Зубчатые передачи, входящие в состав механической коробки, путем соприкосновения с маслом смазываются и разбрызгивают его на остальные вблизи находящиеся составляющие коробки. Теперь вы понимаете, насколько важно правильно выбрать масло и его степень защиты составляющих авто.
Однако в двигателе многих транспортных средств есть сборы, где одной такой смазки мало: дело в том, что тяжелые или сложные механизмы способны получать данную техническую жидкость только под давлением, так как им требуется принудительный подвод «трансмиссионки».
Масло для АКП, помимо смазывания основных деталей, также выполняет работу передачи механической энергии. К данной группе трансмиссионных масел технические требования более суровые, нежели к «механической» продукции. В качестве основы таких масел, как и в моторных жидкостях, лежит минеральное, синтетическое или же комбинированное масло. Именно они отвечают за характеристику продукта, температуру, плотность, вязкость и прочие рабочие показатели.
Для нормализованной работы любого типа коробки передач "трансмиссионка" должна в обязательном порядке выполнять данные функции:
— снижать трение в зубьях;
— предотвращать износ деталей за счет образования на них защитной пленки;
— отводить теплоту от работающих деталей, возникающую в результате трения;
— защищать составляющие коробки от трения и появления на них коррозийного слоя;
— снижать шум, нагрузки;
— уплотнять зазоры.
Кроме того, в соответствии со многими требованиями «трансмиссионка» должна иметь немалые противо-износные, пенные, окислительные, а также многие другие свойства. Помимо того, жидкость должна обладать немалой термоокислительной стабильностью, а также быть неагрессивной к резиновому уплотнителю.
Сегодня многие современные водители предъявляют трансмиссии многие различные требования, которые зачастую бывают невозможными. С одной стороны, эта техническая жидкость обязана сохранять свою вязкость и консистенцию даже при высоких температурах, а с другой – не быть плотной при пониженных температурах, чтобы во время работы коробки она не мешала нормализованной работе шестерен.
Данная способность сохранять консистенцию масла называется индексом вязкости. Стоит отметить, что чем он будет выше, тем плотность масла будет меньше меняться при работе как КП, так и АКП.
Важно отметить: количество трансмиссионных жидкостей, которые потребляет транспортное средство за срок его эксплуатации, мала – всего 0,3-0,5%. Это значит, что заменять их нужно нечасто – через 70-150 тысяч километров. Если же автомобиль используется нерегулярно, замену трансмиссионного масла нужно сократить, так как менять его необходимо в зависимости от пробега транспортного средства.
Несмотря на то, что «трансмиссионки» работают в несложных условиях, в отличие, например, от моторных масел, на их долю все равно выпадает немалая нагрузка. Давление в деталях коробки, а именно, в цилиндрических, конических и червячных зонах нередко достигает 200 Мпа, а в гипоидных контактах – до 4000 Мпа.
Скорость работы зубьев коробки определяется по-разному:
— червячные зоны – 20-25 м/с
— цилиндрические – 1,5-12 м/с (сюда же входят и конические)
— гипоидные – 15 м/с и более
Температура масла в МКП и АКП изменяется с учетом погодных условий. Тем не менее, на зубьях она часто перегревается из-за контакта в определенных точках. Это приводит к быстрому износу деталей.
Основные свойства, присущие данным маслам:
— вязкость
— эффект смазывания
— термоокисление
— стойкость к пенообразованию
— антикоррозийный эффект
Основная характеристика масла (смазка) зависит от способности предохранять составляющие коробки от трения и износа. Этот показатель «будет на высоте» после увеличения вязкости жидкости. Однако нельзя не заметить, что при данном явлении в силу вступает всем известный закон: улучшение вязкости масла ведет к повышенной прочности защитной пленки, но при этом мощность жидкости значительно падает.
Также важно отметить, что слишком вязкое масло довольно сильно густеет при холоде, а значит, его переход в «рабочий режим» требует преждевременного прогрева. Масло средней вязкости требует меньших усилий «раскрутки». Но при этом у него значительно ухудшается защитная пленка, помогающая деталям не стираться. Чтобы сбалансировать данные показатели можно обратиться за помощью к специальным присадкам. Кроме того, жидкое масло в большей вероятности найдет микротрещины, с помощью которых оно покинет коробку передач.
Сегодня решить эту проблему можно при помощи качественных герметиков, которые используются еще во время производства авто.
Нельзя не замолвить слово о способности трансмиссии к пенообразованию. Ведь сегодня именно от нее зависит срок эксплуатации данной жидкости. Дело в том, что при перемешивании масла в нем образуется пена, которая не дает маслу покрыть многие детали коробки. В результате они быстро покрываются коррозиями, так как происходит столкновение кислорода и металла. Поэтому очень важно выбирать модели трансмиссионного масла с функцией пониженного пенообразования.