Выбор моторных масел для лодочных двигателей
Залогом долгой службы двухтактного лодочного мотора будет использование в нем качественного смазочного материала. Хорошее масло обеспечит минимальный износ подвижных частей и надежную защиту от коррозии. Каждый производитель предоставляет собственные рекомендации, касающиеся применения определенного смазочного средства. Очевидно, что более престижные марки двигателей требуют использования более качественных, а значит, и более дорогих моторных масел. Но так ли важно строго придерживаться данных рекомендаций? Возможно ли применение в лодочных моторах более дешевых смазочных аналогов? Эти вопросы требуют детального рассмотрения.
В любом двигателе смазка выполняет такие функции:
- уменьшение силы трения, возникающей между соприкасающимися движущимися деталями;
- предотвращение агрессивного воздействия на детали двигателя внешней среды (например, защита от окисления);
- уменьшение износа и физических повреждений деталей;
- снижение температуры интенсивно взаимодействующих деталей.
На то, что масло предназначено для двухтактных лодочных двигателей, указывает буквенно-цифровая маркировка: TC-W3. Только маркированные таким образом смазки соответствуют международным стандартам и обладают соответствующим качеством. Ведущие мировые производители силовых агрегатов для лодок разрешают использовать для своей продукции исключительно масла TC-W3.
Одна из отличительных черт масел, прошедших сертификацию по TC-W3, заключается в отсутствии в их составе металлоанионов. Это означает, что в смазке имеются только беззольные присадки. Если масло не имеет соответствующей маркировки, нет никакой гарантии, что вскоре после начала его использования в двигателе не образуется нагар, который со временем выведет его из строя.
Общие требования к смазочным средствам, пригодным для использования в лодочных двигателях, таковы:
- минимальное значение зольности (в идеале масло должно выгорать полностью, без остатка);
- высокие смазывающие, антикоррозионные и температурные свойства;
- быстрый распад на отдельные компоненты в случае попадания в водоем;
- полное растворение в топливе;
- высокая текучесть (актуально для агрегатов с раздельной подачей смазки).
Масло для двигателей лодок имеет умеренную вязкость. Она обеспечивается наличием в составе смазочного материала таких компонентов:
- 60% — базовое масло;
- 20% — растворители. По своей сути это активаторы, позволяющие маслу легко растворяться в горючем;
- 5 — 17% — вакуумный остаток. Конкретный показатель зависит от производителя. Данный компонент получают при первичной дистилляции нефтепродуктов. Его назначение в улучшении смазывающих свойств готового продукта;
- 3 — 15% — присадки. Главное их назначение в уменьшении дымности отработанного масла.
Прежде всего, характеристики конечного продукта зависят от используемой основы. Как и для других смазочных материалов, для смазок, использующихся в лодочных двигателях, в качестве базового берется либо минеральное, либо синтетическое масло. В целях экономии многие предпочитают именно минералку. Но оправданна ли такая мера в отношении лодочных моторов? При выборе смазки для своего транспортного средства, в первую очередь, нужно смотреть, что рекомендует его производитель.
Если на лодке используется агрегат старой конструкции, то синтетическое масло для него не подойдет. Его высокая текучесть приведет к значительным потерям смазки через протечки. Но современные модели рассчитаны на использование именно синтетических масел. Такие материалы и следует применять, ведь работа агрегата на минералке в конечном итоге приведет к его преждевременному выходу из строя.
Для тех, кто не согласен переплачивать, но и «убивать» лодочный мотор тоже не намерен, есть промежуточный вариант — полусинтетическое масло. Это смесь синтетики и минералки. Данный продукт отличается умеренной ценой при посредственном качестве.