Блеск и нищета мегаполисов будущего
В авангард урбанизации вырываются малоизвестные населенные пункты
25.01.2012
Мало кто сегодня что-либо слышал о таких городах, как Чэнду или Бэйхай в Китае, Газиабад, Сурат и Фаридабад в Индии, Толука в Мексике, Палембанг в Индонезии или бангладешский порт Читтагонг. Но, скорее всего, именно они являются одними из самых быстрорастущих в мире. Их развитие открывает новую эру в жизни городов, меняющих облик планеты. Население Бэйхая, где уже проживают 1,3 млн человек, в ближайшие семь лет может удвоиться. Чэнду достигнет 20-миллионного рубежа. Газиабад, захваченный волной урбанизации вокруг столичного Дели, уже сейчас насчитывает почти четыре миллиона жителей. Стремительный рост новых мегаполисов в особенности ожидается в южных и восточных регионах Азии, пишет The Guardian.
На прошлой неделе власти Китая объявили, что впервые городское население в стране превысило сельское, составив 690,79 млн человек против 656,56 млн соответственно. Соединенное Королевство перешло аналогичный рубеж в конце 19 века, США — в первые десятилетия прошлого века. В 1800 году в городах жили лишь 3% мирового населения. Но сегодня темпы и масштабы урбанизации беспрецедентные, растут и развиваются крупнейшие мегаполисы — от Джакарты и Стамбула до Сан-Паулу и Каира.
Между тем в авангард урбанизации вырываются малоизвестные населенные пункты, перспективы которых специалисты оценивают по-разному.
Что принесет стремительный рост мегаполисов будущего
Оптимисты рассчитывают на возникновение целого ряда новых мощных, стабильных и процветающих городов, превосходящих по численности некоторые небольшие страны. При удачном раскладе они принесут повышение уровня жизни благодаря преимуществам городской системы и относительной простоте обеспечения базовых услуг населению. Пессимисты рисуют пугающую «антиутопию» с огромным числом жителей, борющихся за ограниченные жизненные ресурсы в разрастающихся и пораженных разногласиями и анархией «антисообществах» с высоким уровнем заболеваемости и насилия.
Болезни роста особенно очевидны в Индии, где многолетний дефицит инвестиций, хаотичное развитие и стремительный рост населения в сочетании с неэффективным руководством и устаревшей финансовой инфраструктурой грозят урбанистической катастрофой, комментирует The Guardian.
Индийская урбанизация зачастую представляет собой многочисленные истории переселения беднейших жителей деревень в городские трущобы, где они находят малооплачиваемую неквалифицированную работу на 5 долларов в сутки, которая, тем не менее, для них — выход из положения в отсутствие каких-либо альтернатив в деревне.
В 2001 году в Индии городское население оценивалось в 290 млн человек, в 2008 году этот показатель вырос до 340 млн человек, а к 2030 году ожидается урбанизация 590 млн человек, то есть 40% от общей численности населения. К тому времени, по оценкам аналитиков McKinsey, в Индии будет 68 городов-миллионников, в том числе 13 с населением более 4 млн и шесть мегаполисов с более чем 10 млн жителей. В Мумбаи будет проживать более 30 млн человек, в Дели — 26 млн, цитирует The Guardian прогнозы экспертов.
При этом нет никакой уверенности в том, что неэффективная система управления сможет справиться с таким ростом городского населения. При нынешних его темпах, говорят в McKinsey, и без того перегруженные города могут зайти в тупик: потребности в железнодорожном транспорте и метро будут обеспечены лишь на четверть, жителям грозит нехватка питьевой воды, санитарные системы не смогут принимать до 80% канализационных стоков. Только в инфраструктурные проекты потребуется инвестировать более триллиона долларов. И это вряд ли достижимо.
У новых китайских городов тоже свои проблемы, хотя, возможно, не такие острые, как в южноазиатских странах. В Китае на городскую инфраструктутру тратится примерно в семь раз больше средств, чем в Индии, пишет The Guardian. Но этого все равно недостаточно, чтобы справиться со стремительной урбанизацией.
Власти одного из потенциальных мегаполисов будущего — Чэнду, столицы провинции Сычуань, проводят политику мер, направленную на сокращение разрыва между городом и периферией, чтобы убедить миллионы сельских жителей, что они тоже включены в процесс роста китайской экономики. Частично эта стратегия опирается на переключение ресурсов из центра в окружающие малые города и деревни-спутники и создание тысяч новых сельских сообществ, куда могут переселяться местные жители. На периферию отправляются преподаватели из центра, предлагается аналогичная городской система пенсионного страхования. «Чэнду — единственный крупнейший населенный центр, который сокращает разрыв в уровне доходов между городским и сельским населением по мере экономического роста», — комментирует в интервью The Guardian мэр Ге Хунлинь. Если сельское население может рассчитывать на более высокое качество жизни, многие жители не захотят переезжать, что сократит поток мигрантов в города. Это позволит выстроить более сбалансированную и устойчивую урбанистическую систему.
на сайте BFM.RU